Желание поговорить на эту тему навеяно мне все той же учебой)) Сегодня на парах как раз обсуждалась проблема стыда. Стыд, как и другие высшие эмоции, часто здорово мешает жить. Кто из-за малейшего проступка не находит себе места и мучается потом неделями, кто-то же уже завтра забывает о произошедшем конфузе и не терзает себя стыдливыми мыслями)) У кого-то модель поведения шире, у кого-то - уже. Те, кто органичивают себя большим количество правил и границ, не могут прожить ни дня без этого неприятного чувство. Часто ли случается с вами стыдиться каких-либо своих поступков? Долго ли это продолжается? Или вы из тех, с кого "как с гуся вода"? Тогда интересно, как же побороть чувство стыда?
Пост N: 4597
Зарегистрирован: 26.04.07
Рейтинг:
127
Отправлено: 27.10.07 20:59. Заголовок: Re:
Lovelykuzya , тема безусловно очень интересная и полезная, но уж больно интимная, я бы сказала. Лично мне приходится стыдится чаще всего того, что не справилась с эмоциями и довольно резко пообщалась с человеком. При возможности извиняюсь, если не права. Стыдно, когда что-то пообещала и не успеваю это выполнить в назначенный срок. Ну есть и жизненные ситуации, которые довольно долго терзали душу и разум. А потом пришла к выводу, что нет смысла себя корить неделями-месяцами-годами за то, что уже сделано и не переиграть. Надо постараться как-то исправить эту ситуацию и в дальнейшем не повторять, от долгих мучений никому лучше не станет.
Пост N: 5297
Зарегистрирован: 19.01.07
Откуда: Латвия
Рейтинг:
96
Отправлено: 27.10.07 21:03. Заголовок: Re:
Я думаю, чувство стыда с возрастом ..как-бы трансформируется, что ли!.. То, от чего в юности готов провалиться со стыда- в более зрелые годы воспринимаешь с юмором. Я помню один юношеский конфуз до сих пор. Даже по прошествии 35 лет. Сейчас бы я нашла выход из положения...а тогда
Lovelykuzya , тема безусловно очень интересная и полезная, но уж больно интимная, я бы сказала.
Ой, я ни в коем случае не хотела лезть в интимную сферу. Извиняюсь, если не так сформулировала)) Мне просто интересно отношения разных людей к этому чувству (как раз то, что описала ты и AURA )
Пост N: 4600
Зарегистрирован: 26.04.07
Рейтинг:
127
Отправлено: 27.10.07 21:17. Заголовок: Re:
Lovelykuzya , да всё ты правильно сформулировала, это я заранее уточнила на будущее, что каяться публично не буду. AURA пишет:
цитата:
Я помню один юношеский конфуз до сих пор.
Ага, в юности эти конфузы редко воспринимались с чувством юмора.))) Вспомнился сейчас случай, как моя подруга пошла на первое свидание с мальчиком, который ей жутко и давно нравился. Погуляли как положено несколько часиков, но радость свидания подруге отравляла чисто физиологическая потребность - она хотела в туалет, а признаться в этом было стыдно. Короче, когда терпению пришел конец, то она попросила её проводить домой и романтического расставания около подъезда не получилось: крикнув ему "пока" она пулей помчалась домой. Парень обиделся, а она очень переживала.)))
Пост N: 5298
Зарегистрирован: 19.01.07
Откуда: Латвия
Рейтинг:
96
Отправлено: 27.10.07 21:23. Заголовок: Re:
Allegro пишет:
цитата:
Короче, когда терпению пришел конец, то она попросила её проводить домой и романтического расставания около подъезда не получилось: крикнув ему "пока" она пулей помчалась домой. Парень обиделся, а она очень переживала.)))
Напомнила юмореску Хазанова, про арбуз и поиски "маленького домика"...
Человеку по-моему, становится стыдно от того, что он точно знает, чего нельзя делать, но делает. За свою неловкость часто тож бывает стыдно. Иногда бывает стыдно за других людей, особенно за своих близких. Если я, например попадаю в ситуацию, когда мне бывает за что-нить стыдно, то стараюсь как можно быстрее извиниться и исправить ситуацию любым возможным способом. Чувство стыда, мне кажется, является некоторым ярким сигналом, призывающим к коррекции поведения человека. И затрагивает в большей мере нравственные характеристики индивидума. я так думаю.
Человеку по-моему, становится стыдно от того, что он точно знает, чего нельзя делать, но делает.
От преподавателя сегодня услышала очень интересную мысль (что и натолкнуло меня на мысль создать эту тему) о том, что у каждого человека есть своя матрица поведения, четкие установки, которые и вызывают чувство стыда ("я порядочная, а порядочные так не поступают"). Так вот, чем шире эта модель, тем проще человеку справляться с чувством стыда. Человек должен руководствоваться разумом, а не высшими эмоциями. Для этого нужно научиться перешагивать через стыд (эти мысли принадлежат М. Орлову; в его книге про стыд и зависть все написано - обязательно прочту, когда выдастся такая возможность) Но, на мой взгляд, это чертовски трудно.
Пост N: 4603
Зарегистрирован: 26.04.07
Рейтинг:
127
Отправлено: 27.10.07 21:44. Заголовок: Re:
Lovelykuzya пишет:
цитата:
Человек должен руководствоваться разумом, а не высшими эмоциями.
Теоретически - да, но практически? Мы ж живые люди, со своими чувствами, гормонами и т.д. А вот с тем, что «нужно научиться перешагивать через стыд» полностью согласна. Согласитесь, что обостренное чувство стыда - это комплекс неполноценности, который существенно осложняет жизнь. Если уж совершил нечто постыдное, то надо это просто пережить.
Пост N: 4607
Зарегистрирован: 26.04.07
Рейтинг:
127
Отправлено: 27.10.07 22:17. Заголовок: Re:
Нет, Елена прекрасная , мы не знакомы. А случай, если ты про мою подружку, весьма распространенный в среде подростков тогда был. Очень комплексовали мы по поводу своих физических потребностей, ибо ощущали себя существами неземными в общении с противоположным полом.)))
Пост N: 3569
Настроение: Зашибись
Зарегистрирован: 19.01.07
Откуда: Москва
Рейтинг:
83
Отправлено: 27.10.07 22:27. Заголовок: Re:
Allegro , а со мной тоже такого не бывает... лет с 12, это ещё до появления противоположного пола в моей жизни. Мне бывает стыдно, вот как Елена прекрасная написала
цитата:
от того, что он точно знает, чего нельзя делать, но делает
-- ППКС. Когда не сдерживаюсь, когда чересчур резка с детьми... вот это стыдно. А больше нет, наверное.
Пост N: 4609
Зарегистрирован: 26.04.07
Рейтинг:
127
Отправлено: 27.10.07 22:44. Заголовок: Re:
LaSombra , как написала Аура - чувство стыда с годами атрофируется и это хорошо. А я вот иногда испытываю сие чувство (хотя изначально знаю, что это неправильно) если слышу страшную матерщину из уст гопников или какой-нибудь пьяни-рвани. Стыдно не за них, естественно, а за то, что они говорят на моем языке и называют себя русскими. Лучше меня поймут те, кто живет не в России.
Пост N: 3572
Настроение: Зашибись
Зарегистрирован: 19.01.07
Откуда: Москва
Рейтинг:
83
Отправлено: 27.10.07 22:48. Заголовок: Re:
Тут просто омерзительно... вот как на концерте вчера. Когда пьяный шестнадцатилетний урод кидается облобызать человека, к которому ему бы и приближаться не достойно, сшибая всё и всех на пути, - бррр, как раздавленную лягушку увидела. Но это не стыд. (Я о своих чувствах!!)
Пост N: 4623
Зарегистрирован: 26.04.07
Рейтинг:
127
Отправлено: 28.10.07 01:29. Заголовок: Re:
Почитала я тему и призадумалась - а что такое "стыд"? В принципе, то что я на сегодняшний день иногда испытываю, это можно назвать скорее всего чувством вины за своё поведение, нежели стыдом. Посмотрела в интернете определение этому слову. И вот что нашла:
цитата:
Стыд - это болезнь подросткового возраста. С годами он полностью и без осложнений проходит. На физиологических функциях организма не сказываетс. Здоровье от А до Я, из-во "Тамбовец", 2002.
И из Википедии:
цитата:
Стыд — описательная психология в анализе стыда не пошла далее определения слова. Едва ли не самое точное определение принадлежит Спинозе, который в III-й части своей этики (опред. 31) говорит: "Стыд есть неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия, которое другие, как нам представляется, порицают. Объяснение..... должно обратить внимание на различие, существующее между стыдом и стыдливостью. Стыд есть неудовольствие, следующее за поступком, которого нам стыдно; стыдливость же есть страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное. Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство, которое на самом деле не составляет аффекта; но названия более показывают их словоупотребление, чем природу".
Исходя из прочитанного в данной теме и вышепроцитированного могу предположить, что в старшем возрасте такового чувства как «стыд» просто нету? Что вы думаете на сей счёт?
Почитала я тему и призадумалась - а что такое "стыд"? В принципе, то что я на сегодняшний день иногда испытываю, это можно назвать скорее всего чувством вины за своё поведение, нежели стыдом.
Про отличие стыда от чувства вины тоже писал Орлов: Эмоция вины возникает, когда ожидания близких относительно поведения человека не согласуются с его реальным поведением, в стыде же человек находится в противоречии с собственными ожиданиями относительно себя. Стыд состоит в том, что ему стыдно перед самим собой, а не перед другим человеком.
Стыд Когда я думаю о некоторых своих клиентах, страдающих от страха перед тем, что они будут или виноваты, или несостоятельны, то мне вспоминается одна фраза древних: «Бичуемые стыдом, вле-кутся они к добродетели!» Стыд является сильной эмоцией, функциональное значение которой со-стоит в том, чтобы регулировать поведение человека в соответствии с нормами, зафиксированными в Я-концепции человека. Благодаря развитию самосознания и появлению стыда процесс социализации и воспитания детей ставится «на автомат». Если удалось внедрить в представление о самом себе та-кое качество, как «я — умный», «я — правдивый», «я — щедрый», то носящий в себе эти критерии будет испытывать стыд всякий раз, когда окажется не совсем умным или вынужден будет солгать ра-ди блага близких, или не сможет проявить широты души, не пожертвовав последние деньги на благо-творительность. Всякий раз он будет испытывать внутреннюю разорванность от чувства стыда. Рас-согласование Я-концепции со своим реальным поведением трансформируется в очень тяжелое пере-живание. Эмоция стыда способствует насильственной социализации человека, который под ударами стыда влечется к добродетели. Стыд поддерживается окружением из соображений его собственной безопасности и удобства. Мы уверены в том, что совестливый, стыдливый человек будет поступать даже во вред себе, лишь бы его поведение соответствовало внедренной в него Я-концепции. «Здесь и теперь я должен в своем пове-дении, состоянии, положении в обществе, уровне исполнения роли, во внешности, в одежде, в спо-собностях и многом другом соответствовать моей Я-концепции». Таков императив, нарушение кото-рого наказывается стыдом. Однако побуждение стыдом ригидно и инфантильно. Это понимал еще Аристотель, хотя он был далек от идей психоанализа. Человек в своем индивидуальном развитии должен пройти через стыд. Однако далее он не может руководствоваться только стыдом. Опыт работы консультирования поражает тем масштабом зла, которое порождается инфантильно-стью взрослых, их стыдом. Незрелый человек не в состоянии выдержать тиранию стыда и чаще всего погибает. Например, шестнадцатилетняя девушка покончила жизнь самоубийством, так как не смогла при-знаться матери, что уже беременна и мужа у нее не будет. Отец, которому было стыдно, что он плохо воспитывает сына, придя из школы, где классный руководитель высказал ему замечания насчет при-лежания ребенка и роли родителей в этом, выпорол сына. Он бил сына не в целях воспитания, а вы-мещал боль, вызванную стыдом. «А что скажут люди?», «А каково мое лицо?»—эти и многие подоб-ные суждения являются источником усилий родителей, направленных на то, чтобы сделать сущест-вование собственных детей невыносимым. Иногда стыд одевается в более трагические одежды. Сре-ди (119:) эмоций, которые побуждали Тараса Бульбу к сыноубийству, изрядную долю составлял стыд, а не страх перед однополчанами. Познание своего стыда открывает скрытые в бессознательном свойства нашей Я-концепции, о ко-торых мы и не подозреваем. Здесь и теперь мне стало стыдно. Почему? Значит, существует рассогла-сование между тем, каков я здесь и теперь, и тем, каким я должен быть согласно своей Я-концепции. Если я в состоянии сделать объектом интроспекции свое состояние, то нетрудно установить призна-ки, с которыми я вступил в конфликт, даже если эти признаки, представления о себе скрыты в глуби-не бессознательного. Для познающего даже стыд превращается в призму, через которую он познает себя. Если вам вдруг стало стыдно, вы испытали какое-то неприятное чувство и стали раздражаться, вспомнив, что не ответили на письмо школьного товарища, которого не видели двадцать лет и не со-бираетесь с ним общаться, то это свидетельствует о том, что вы являетесь человеком, преданным ста-рым друзьям и обязательным притом, хотя в вопроснике на вопрос о преданности друзьям ответили «нет». Клиент, который обращается к консультанту по поводу того, что он считает себя слабым в сексуальном отношении, в своей Я-концепции считает себя сильным мужчиной, так как жалуется на гнетущее чувство стыда по поводу неудач в сексе. Наш стыд говорит о нас намного больше, чем мы думаем. Поэтому размышление о стыде — один из надежных путей самопознания не того, каким мне хочется казаться, а того, каков я есть. Стыд также состоит из трех элементов: а) то, каким я должен быть здесь и теперь согласно Я-концепции; б) каков я здесь и теперь; в) рассогласование и его осознание. Как видим, стыд и вина состоят из одних элементов, но различить их нетрудно. Если мне стыдно безотносительно к тому, чтобы кто-либо оценивал мое поведение или состояние, чтобы кто-то видел или слышал о стыдном поступке, то это — чистый стыд, абсолютный стыд. Но поскольку стыдные поступки в моей жизни наказывались лишением любви, плохим отношением взрослых, друзей, от-вращением ко мне значимых людей, то энергия стыда возрастает при возбуждении представлений о том, что кто-то оценивает меня, неодобрительно относится к моему поступку или состоянию. Однако это — не чистый стыд, а индивидуальный, вызванный другими людьми, поскольку я чувствителен к их чувствам. Если эти другие мною любимы, то данный вид стыда сливается с чувством вины, с чув-ством того, что я не соответствую их ожиданиям. Если же эти другие не любимы, но значимы, то под видом стыда реализуется социальный страх перед осуждением другими. Три функциональных элемента стыда представляют собой автоматические акты ума, которые вос-производят соответствующую (120:) черту, признак Я-концепции, воспринимают поведение, соответ-ствующее этой черте, сличают с меркой, находят рассогласование. Это рассогласование в прошлом опыте всегда сопровождалось неприятными переживаниями, которые вызывало во мне окружение, особенно значимые близкие, любимые; они в момент, когда во мне происходило рассогласование, эмпатически заражали меня эмоциями, которые испытывали сами: стыдом, страхом, лишением люб-ви, отвращением, иногда даже болью. Этот опыт остается в памяти и теперь услужливо извлекается в сознание всякий раз, когда происходит названное рассогласование. В этих реминисценциях памяти все ранние эмоции смешаны; стыд представляет собой ужасный коктейль из указанных выше ингре-диентов, смешанных причудливым образом и измененных до неузнаваемости. Познание стыда состо-ит в том, чтобы осознать эти наслоения прошлого и высветить светом сознания те акты, которые по-рождают стыд. Познание стыда облегчается, если мы подразделим различные виды стыда на категории. Так, раз-деляют экзистенциальный, общий, целостный стыд и стыд атрибутивный, когда стыдно за какие-то свои черты или свойства. Я-концепция содержит большое количество черт, каждая из которых может стать меркой, в сличении с которой возникает специфический атрибутивный стыд. Мне стыдно, что у меня рост маловат, или родители не те, или нос не имеет нужной конфигурации и т.д. Иногда отдель-ный признак накладывает отпечаток на облик, опосредующим пунктом которого является стыд. На-пример, рослые девочки обязательно сутулятся. Стыд преобразовывает строение тела. Он может вы-зывать спазмы сосудов, питающих орган, и способствовать заболеванию. Экзистенциальный стыд охватывает все признаки, которые свойственны человеку и которые он приписывает себе. Ядерное чувство неполноценности порождается потерей базового доверия и от-сутствия любви на первоначальных этапах развития человека. Ребенок, лишенный эмоциональных контактов, если он выживает и в дальнейшем является отвергнутым и ненужным, обузой для родите-лей, постепенно приобретает чувство глобального несоответствия тому, каким он должен быть. Это чувство хронического рассогласования порождает чувство неполноценности независимо от того, со-ответствует ли человек своей Я-концепции или нет. «Мне удалось решить эту трудную задачу, но это — случайность, я все равно глупый»; «Она восхищается мною, считает сильным и красивым, но это — заблуждение, вызванное тем, что она или глупа, или не понимает меня»; «Этот мужчина восхи-щался мною. Думаю, что это простое проявление вежливости или благодарности воспитанного чело-века. Ему не хотелось обижать меня, показав, насколько я неприятна». Экзистенциальный стыд представляет собой не обнаружение рассогласования между тем, каков я здесь и теперь, и Я-концепцией, а скорее общую негативную реакцию на ситуацию (121:) оценивания меня другими. Отрицательные оценки других настолько привычны, что независимо от того, как они меня оценивают сейчас, я автоматически воспринимаю эту оценку как неблагоприятную, отрица-тельную. Поскольку такое состояние невыносимо, то механизмы психической защиты замещают это неспецифическое чувство стыда конкретным. Так, например, этот общий стыд может заместиться од-ним видом стыда, происходящим от рассогласования между реальной внешностью и неким эталоном. «Чем больше я вглядываюсь в свое лицо в зеркале, тем сильнее убеждаюсь в том, что за внешне при-влекательной внешностью скрывается безобразие»,— говорит мне довольно привлекательная на вид клиентка, страдающая экзистенциальным стыдом. «Я совсем не похожа на то, какой я должна быть». Экзистенциальный стыд подчас может иметь совершенно неожиданные проявления. Монтень приводит пример чрезвычайной стыдливости, не зависящей от социального положения человека: им-ператор Максимилиан был настолько стыдлив, что в своем завещании потребовал, чтобы прежде чем надеть на него одежду для погребения, на него надели бы подштанники и, более того, человеку, кото-рый будет обмывать его, завязали глаза, чтобы он не видел наготы императора. Вместе с тем стыд является важной эмоцией, способствующей более эффективному приспособле-нию человека к условиям общественной жизни. Стыд способствует углублению самопознания, по-скольку фиксирует внимание человека на черте, являющейся предметом стыда. Если здесь и теперь мне стыдно, то важно понять, почему. Я знаю данную ситуацию, в которой я проявил, например, не-достаток компетенции. Вместе с этим мне не трудно прийти к выводу, что в моей Я-концепции суще-ствует оценка: «Я умный, компетентный в этих вопросах». Стыд повышает сензитивность и чувстви-тельность к оценкам других, так как в противном случае мы могли бы не обращать внимание на то, как нас оценивают другие. Противоборство стыду способствует развитию самоуважения, усиливает регуляцию поведения, а именно — его обратную связь. Благодаря эмоции стыда человек развивает в себе способность оценивать последствия своих поступков в большей степени, чем если бы его просто контролировали другие. Таким образом, развитие эмоции стыда является необходимым условием развития нормальной индивидуальности. Однако если стыд только переживается, а не познается, ес-ли мы не можем отделить его от себя и сделать предметом рассмотрения его природу, сущность, то этот стыд уходит из-под нашей власти, становится неконтролируемым и часто деструктивным. Для познания стыда необходимо иметь представление о том, как в нас развивается данная эмоция, какие формы ее проявления мы можем обнаружить в себе. Эмоции, в какой-то степени похожие на стыд, можно обнаружить у детей еще до развития самосознания, до того, как Я-концепция сложилась. С момента, когда ребенок обучается отличать лицо матери от незнакомых (122:) женских лиц, у него могут возникнуть реакции, похожие на стыд, например когда ребенок обознается и примет за мать другую женщину. В данном случае рассогласование между реальностью и образом матери создает стыд. Лицо матери отождествляется с самим собой, и рассогласование порождает стыд. То же можно наблюдать, когда взрослые смотрят на поступки, жесты, позы ребенка и ему кажется, что взрослые оценивают их неблагоприятно. Нечто похожее на стыд ребенок обнаруживает каждый раз, когда ста-новится объектом пристального наблюдения взрослых, что часто приводит к задержке активности ребенка и он имеет возможность сосредоточить внимание на том, как он себя ведет, что способствует самосознанию. Сказанное позволяет считать, что развитие эмоции стыда является необходимым условием нор-мального развития человека и формирования индивидуальности. Но с того момента, как личность сложилась и индивидуальность выкристаллизировалась, она перестает нуждаться в этой эмоции как побудителе деятельности и поведения. Стыд должен стать лишь сигналом к тому, что здесь и теперь я не соответствую своей Я-концепции — и не более того. А мои поступки определяются разумом и сознанием блага. По-видимому, именно в этом смысле Аристотель говорил, что «мы не хвалим взрослого, если он стыдлив». Зависть и тщеславие, гордость Если стыд рассматривается как культурно оправданная эмоция, то зависть считается эмоцией низ-менной. Причем различают «белую» зависть, не замешанную на ненависти и скрытой враждебности, и «черную», которая густо замешана на ненависти и враждебности к тому, кто меня превосходит, ес-ли он еще «такой же, как и я», принадлежит к тому же слою общества, возрасту и полу. Когда в группе, которая занималась саногенным мышлением, я задал вопрос: «Какая умственная операция делает возможной зависть?», то мои ученики без колебаний ответили, что такой операцией является сравнение человека с человеком, точнее, сравнение себя с другим, «таким же, как я». Из это-го сравнения могут возникнуть две эмоции: зависть, если оно неблагоприятно («он такой же, как я, но у него лучше, чем у меня»), и тщеславие, гордость, если наоборот («он такой же, как я, но у меня лучше, чем у него»). Притом объектом сравнения должно быть качество, которому я придаю значе-ние. Все многообразие черт человека, его состояние, статус, способности, обладание, все то, с чем он идентифицирует себя, может быть предметом сравнения. Может быть — его жена любит его больше, и дети его послушнее, и огород плодоносней, и даже может быть — гены лучше, хотя он подобен мне. Назовем элементы зависти или тщеславия: а) он (или они) такой же, как я, по некоторым внешним, формальным признакам; б) концентрация внимания на объекте сравнения; в) зависть, если сравнение не в мою пользу, гордость — если (123:) наоборот. На этом же фоне возникает злорадство (если «у него хуже, чем у меня» и я испытываю превосходство за счет того, что у него плохо). Злорадство имеет ту же природу, что и зависть, но в нем содержится еще и ущербная гордость тем, что не только у меня плохо, а есть люди, у которых так же плохо и, может быть, еще хуже. Злорадство — защита против зависти, ведь всегда можно найти тех, у которых хуже, чем у ме-ня, хотя и у меня хуже, чем у. некоторого другого, о котором я думаю в данный момент. Злодейство происходит, когда я делаю кому-то хуже, чтобы испытать превосходство. Это — не абстрактное производство зла, а конкретное действие, направленное на другого, которого я знаю и отношусь к нему определенным образом. Нетрудно понять, что из одного привычного акта сравнения извлекаются весьма различные эмо-ции — зависть, гордость, тщеславие, злорадство, и это происходит в зависимости от ситуации и уста-новки человека. Если бы я отказался от сравнения или полностью отделил себя от его результатов и не придавал им значения, то эти эмоции были бы убиты в зародыше, еще до их возникновения, и мне не надо было бы бороться против них, показывая, что я не завидую, не испытываю злорадства и т. д. Наше окружение, правда, не запрещает нам гордиться и быть тщеславными, так как гордость счита-ется вполне приемлемой эмоцией. Но я не могу отказаться от сравнения по многим причинам. Срав-нение является основной умственной операцией, посредством которой работает мышление и позна-ние. Все свойства объектов природы постигаются в сравнении. На результатах операции сравнения основываются и другие умственные действия: абстрагирование, обобщение, классификация, по-строение серий, оценка и др. Отказавшись от сравнения, я подавил бы и работу мысли. Сравнение привычно, так как является движущей силой культуры, в которую я вплетен бесчис-ленными нитями. С момента как человек стал обмениваться продуктами своего труда, уже в нату-ральном обмене он должен был сравнивать количество труда, воплощенного в предметы обмена, а не только интересоваться своими потребностями, которые удовлетворяются приобретаемой вещью. Со-временная культура черпает свою энергию из реакций людей на сравнение, которое приобретает гло-бальный характер; сравниваются даже красота и истина. Дальше уже некуда... И в этих условиях мы еще надеемся на преодоление отчуждения! Итак, названные выше эмоции выступают сгустками энергии, которые, освобождаясь, приводят в движение маховик культуры. Сравнение привычно, так как с самого раннего возраста меня сравнивали с другими людьми мои родители, категоризировали врачи, воспитатели в детском саду. И быть объектом сравнения привыч-но. Но известно, что ребенок устроен так, что он делает с другими то, что делали с ним самим. Если меня привычно сравнивали, то и я сравниваю привычно. Привычка всегда носит обобщенный харак-тер, как и инстинкт, который не различает (124:) единичного, индивидуального. Поэтому-то я авто-матически сравниваю всех: маму, друга, жену, возлюбленную, продукты своего вдохновения. В этом потоке сравнения я не делаю исключения и для себя, генерируя зависть, тщеславие, гордость. Поскольку из сравнения часто извлекаются приятные эмоции, например гордость, превосходство, ощущение своей исключительности, которые ранее индуцированы взрослыми, то мне трудно и не-возможно отказаться от сравнения, хотя эти же сравнения с неменьшей неуклонностью будут вызы-вать зависть, тщеславие, злорадство, чувство неполноценности. Неукротимое стремление человека сравнивать себя и других постоянно поддерживается духом со-перничества, свойственного культуре. Он порождает стремление превосходства над другим, так как общество награждает первенство, в какой бы сфере оно ни возникало, о чем свидетельствует книга рекордов Гиннеса. Враждебность, порождаемая соперничеством, побуждает сохранение бдительно-сти и постоянное сравнение своих возможностей. Страх перед успехом часто является следствием уверенности, что твой успех пробуждает зависть и враждебность со стороны других, вовлеченных в соперничество. В этих условиях как успех, так и неудача опасны. При неудаче меня сомнут, а при ус-пехе объединятся в борьбе против меня. Отказ же от соперничества в условиях нашей культуры час-то, по мнению Карен Хорни, способствует формированию чувства неуверенности и даже неполно-ценности, когда человек отказывается признавать в себе даже имеющиеся у него положительные чер-ты. Этот страх может быть ослаблен при обучении адекватно применять сравнение. Сравнение долж-но быть уместным, иначе оно вместо ориентировки и уверенности порождает конфликт. Вспоминается сказка о дурачке, который поступал неуместно: увидев свадебную процессию, он пал на землю, изодрал свои одежды и начал горестно причитать, так как ему ранее строго указали, что нельзя веселиться перед похоронной процессией. Будучи маленьким, я удивлялся глупости этого человека. Но мне и в голову тогда не приходило, что люди (и я сам) беспрерывно совершают многие неуместные действия, например сравнивают любимых. «Пока я в своем уме, я не сравниваю мою ми-лую ни с кем»,— сказал две тысячи лет назад один мудрый римлянин. А мы заняты тем, что прежде всего сравниваем своих милых. Сравнение и эмоциональная реакция на него приводят даже к членовредительству: эта женщина выложила крупную сумму денег за то, чтобы ее очаровательный курносый нос сделать римским, а эта гимнастка, стремясь сделать пируэт лучше, чем соперница, вывихнула себе шею и теперь почти обез-движена. Гордясь, завидуя, злорадствуя, тщеславясь, мы участвуем в нашем культурном процессе, постро-енном на сравнении. Поэтому познание этих эмоций всегда потребует ответа на вопрос: «По каким пунктам, признакам, свойствам сравниваю я себя с другими, лишаю себя согласия с самим собой и лишаю покоя других, (125:) вовлекая в гонку, у которой нет финиша?» Если принять во внимание и те защитные механизмы, с помощью которых я борюсь, например, с завистью, преобразовывая ее во враждебность, рационализируя и оправдывая ее, то возникают основания для пессимизма. Зависть, кроме того, что она разрушает отношения между близкими, выступает разрушительной силой, энергетизирующей и направляющей насилие. Энергия функционеров, реализовавших процесс «раскулачивания», поддерживалась не только идеями социализма и «построения мира без эксплуата-торов», а, скорее, завистью к тем, у^которых дела обстояли лучше. Зависть сейчас мешает перестрой-ке намного сильнее, чем интересы бюрократии, боящейся потерять свои места. Смотря на кооперато-ра, иной облеченный властью думает: «Он хуже меня, его никто не избирал, но у него больше денег, чем у меня. Чтобы мне иметь столько, мне придется брать взятки и стать уголовным преступником. Притом деятельность кооператора приведет к расслоению общества, появятся богатые и бедные. За что боролись наши деды? Ради чего было уничтожено столько людей?» Познание зависти и гордости приводит нас к изучению акта сравнения, к которому мы прибегаем к месту и не к месту. Стремясь устранить зависть, я должен отказаться от сравнения и тем самым устранить такую эмоцию, как гордость. Конечно, тогда я выпадаю из ткани культуры. Как тут быть? Но об этом ниже. А сейчас посмотрим на известные нам эмоции в связи с действием идентификации себя с другими. Орлов Ю. М. "Восхождение к индивидуальности"
Пост N: 5304
Зарегистрирован: 19.01.07
Откуда: Латвия
Рейтинг:
96
Отправлено: 28.10.07 10:43. Заголовок: Re:
Allegro пишет:
цитата:
Исходя из прочитанного в данной теме и вышепроцитированного могу предположить, что в старшем возрасте такового чувства как «стыд» просто нету? Что вы думаете на сей счёт?
Lovelykuzya пишет:
цитата:
Стыд состоит в том, что ему стыдно перед самим собой, а не перед другим человеком.
Наверное, так оно и есть!.. С возрастом у людей происходит переоценка ценностей. При том, не только его личных, но и в обществе. Во времена моей молодости нам было стыдно раздеться до пояса перед врачом-мужчиной. А сейчас... Опять же, лет 20 назад было бы стыдно, если бы из-под платья-блузки выглянуло нижнее белье. А сейчас стринги торчат у каждой второй девушки при нагибании, если у нее джинсы "на копчике" держатся. А о бретельках от бюстгалтера из под топиков - вообще молчу! И это норма. В молодости я, если бы упала на коленку и разодрала вдребезги колготку, немедленно умчалась домой, пререодеваться. Краснея от стыла за дырку на колене и бросив все срочные дела. Теперь же я зашла бы в ближайший магазин, купила новые колготки, объяснила ситуацию и напросилась зайти к ним в подсобку, чтоб переодеть. И все дела! Вспомнился эпизод 30-летней давности. Мы с друзьями, 4 пары, летом гуляли по ночному городу. Часов 6 (!)...Проходим мимо общественного туалета. И вдруг один молодой человек заявляет:"Пусть лучше лопнет моя совесть, чем мочевой пузырь!" И направляется к двери с буквой "М". Вся толпа с хохотом и благодарностью в душе разделилась и направилась соответственно своим буквам.
Пост N: 8923
Зарегистрирован: 18.01.07
Откуда: ЕС
Рейтинг:
127
Отправлено: 28.10.07 10:52. Заголовок: Re:
AURA пишет:
цитата:
:"Пусть лучше лопнет моя совесть, чем мочевой пузырь!"
AURA, класс! Какой остроумный и простой выход из затруднительного положения придумал молодой человек.... А всё, описанное тобой выше, иллюстрирует то, что переоценка ценностей, а именно взгляд на то, что стыдно, а что нет, происходит как раз у молодых людей, а не с возрастом. Становится всё меньше того, от чего бывает стыдно...
Пост N: 4625
Зарегистрирован: 26.04.07
Рейтинг:
127
Отправлено: 28.10.07 11:02. Заголовок: Re:
Lovelykuzya пишет:
цитата:
Эмоция вины возникает, когда ожидания близких относительно поведения человека не согласуются с его реальным поведением, в стыде же человек находится в противоречии с собственными ожиданиями относительно себя. Стыд состоит в том, что ему стыдно перед самим собой, а не перед другим человеком.
Ну можно и так. Хотя эмоция вины и чувство стыда как правило имеют одинаковую причину и, как правило, одинаковый результат. Ведь можешь себя чувствовать виноватым и перед другим и перед самим собой от одной же и той же ситуации. Короче, я запуталась совсем и прихожу к выводу, что чувство стыда меня не мучит.
Пост N: 5305
Зарегистрирован: 19.01.07
Откуда: Латвия
Рейтинг:
96
Отправлено: 28.10.07 11:27. Заголовок: Re:
Ариадна пишет:
цитата:
А всё, описанное тобой выше, иллюстрирует то, что переоценка ценностей, а именно взгляд на то, что стыдно, а что нет, происходит как раз у молодых людей, а не с возрастом. Становится всё меньше того, от чего бывает стыдно...
Скорее, переоценка ценностей произошла с эпохой, в которой мы живем. То, что невозможно себе представить было во времена Пушкина - сейчас происходит, как норма. Кстати, во многих странах ислама этой переоценки не произошло. Там до сих пор стыдятся того же, чего и 50 лет назад. Allegro пишет:
цитата:
Ведь можешь себя чувствовать виноватым и перед другим и перед самим собой от одной же и той же ситуации. Короче, я запуталась совсем и прихожу к выводу, что чувство стыда меня не мучит.
Я бы сказала, в некоторых неловких ситуациях мне бывает не стыдно, а просто неловко от сложившейся ситуации...и всегда можно найти нужные слова или действия, чтоб эту неловкость сгладить.
Пост N: 352
Настроение: оптимистичное всегда
Зарегистрирован: 17.09.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
17
Отправлено: 28.10.07 12:24. Заголовок: Re:
Я могла бы тож поразмышлять на эту тему более пространственно, но .. Для меня психология стыда лежит в области религии и веры. Бог призывает смотреть на мир, и на всё, в нём происходящее с широко открытой душой. Т.е., как дети - чтобы не очерстветь сердцем. Жизненый опыт грубит наши сердца, и, как следствие, мы теряем чувство стыда. и более прагматично начинаем смотреть на мир. Кстати , именно это качество очень сильно отличает простого обывателя от истинно верующего человека. Но очень верно разделять стыд и стыдливость. Это очень важно!!! Я так полагаю...
Я могла бы тож поразмышлять на эту тему болле пространственно, но .. Для меня психология стыда лежит в области религии и веры. Бог призывает смотреть на мир, и на всё, в нём происходящее с широко открытой душой. Т.е., как дети - чтобы не очерстветь сердцем. Жизненый опыт грубит наши сердца, и, как следствие, мы теряем чувство стыда. и более прагматично начинаем смотреть на мир. Кстати , именно это качество очень сильно отличает простого обывателя от истинно верующего человека.
Интересная точка зрения)) А ведь действительно, современный человек слишком прагматичен, чтобы испытывать какие-либо чувства и эмоции, которые могут принести ему вред, нарушить спокойствие и благополучие. Мало кто рассматривает стыд как способ познания, что хорошо, что плохо. Может быть, потому, что для каждого свое "хорошо/плохо". Это уже не прописные истины, а субъективный взгляд человека на действительность.
Пост N: 5313
Зарегистрирован: 19.01.07
Откуда: Латвия
Рейтинг:
96
Отправлено: 28.10.07 12:40. Заголовок: Re:
Lovelykuzya пишет:
цитата:
Это уже не прописные истины, а субъективный взгляд человека на действительность.
Ага! Одни считают, что это стыдно - до трех часов ночи танцевать, петь, шуметь, не давать людям спать. И им так же стыдно подняться на этаж выше и сказать об этом соседям - весельчакам. А соседям не стыдно не только шуметь, но даже обматерить вздумавших сделать замечание несчастных.
Пост N: 4632
Зарегистрирован: 26.04.07
Рейтинг:
127
Отправлено: 28.10.07 12:49. Заголовок: Re:
Lovelykuzya пишет:
цитата:
А ведь действительно, современный человек слишком прагматичен, чтобы испытывать какие-либо чувства и эмоции, которые могут принести ему вред, нарушить спокойствие и благополучие.
Модель поведения меняется прямо пропорционально изменениям в обществе. Так называемый стыд и стыдливость нам навязывали и по сей день навязывают церковь, реклама, мода... Как в нравственном аспекте, так и в чисто бытовом, житейском. Кто-то стыдится своей внешности, кто-то своей неловкости, а кто-то своего положения в обществе (социальный статус, род деятельности и т.д.). Всё это мешает жить, да и саморазвития не будет если зацикливаться на чувстве стыда и корить себя, корить...
Модель поведения меняется прямо пропорционально изменениям в обществе. Так называемый стыд и стыдливость нам навязывали и по сей день навязывают церковь, реклама, мода...
И воспитание. Сколько всего вредного в этом смысле остается из детства.
Пост N: 354
Настроение: оптимистичное всегда
Зарегистрирован: 17.09.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
17
Отправлено: 28.10.07 12:55. Заголовок: Re:
Так, что ? В доисторические времена Адама и Евы? Им не было стыдно до одного известного случая, произошедшего с ними.... Фиговый листик, фиговый листик.... (Пою)
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет