Пост N: 780
Настроение: ОК
Зарегистрирован: 18.01.07
Откуда: Москва
Рейтинг:
24
Отправлено: 23.02.07 20:43. Заголовок: Re:
12 (24) февраля
Велесов день - Двенадцатого сеченя Середина зимы. Вся природа в ледяном сне. И только одинокий Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину «коровью смерть», но одолеть не может. Поселяне в этот день кропят скотину водой, приговаривая: «Велес, скотий бог! Дай счастья на гладких телушек На толстых бычков Чтоб со двора шли - играли А с поля шли - скакали.»
Молодицы в этот день пьют крепкий мёд, чтобы «коровы были ласковы», а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы «волы были послушные». Зачин заканчивается молением к Велесу:
«Молихом Велеса, отце наше, да потягне в неби комонощь суражув, а да вниде на ны сури вещати золотой колове въртеще. То бо суньце наше, иже святиайна домове наша и предо нь лик бледесь, лик огнищ домацен.»
В этот день в требу приносится коровье масло. После зачина женщины совершают обряд опахивания для отгона «коровьей смерти». Для этого выбирается повещалка, которая повещает по всем домам:
«Пора унять лихость коровью.»
Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит повещалка. Затем повещалка приказывает мужскому полу «не выходить из избы ради беды вели-кия». Повещалка с воплем: «Ай! Ай!» бьёт в сковороду и выходит из села. За ней идут женщины с ухватами, помёлками, серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на «коровью смерть»:
«От океана - моря глубокого, от лукоморья ли зелёного Выходили дванадесять дев, Шли путём дорогою немалою По крутым горам высоким, ко трём старцам старым 36 Молились, печаловались, Просили в упрос дванадесять дев: «Ой, вы, старцы старые! Ставьте столы белодубовые, стелите скатерти браные Точите ножи булатные, зажигайте котлы кипучие Колите , рубите намертво всяк живот поднебесной» И клали велик обет дванадесять дев. Про живот, про смерть, про весь род человечь. Во ту пору старцы старые ставят столы белодубовые Стелят скатерти браные, колят, рубят намертво Всяк живот поднебесной. Вокруг котлов кипучих стоят старцы старые Поют старцы старые про живот, Про смерть, про весь род человечь Кладут старцы старые на живот обет велик Сулят старцы старые всему миру животы долгие Как на ту ли злую смерть кладут старцы старые Проклятьице великое, сулят старцы старые Вековечну жизнь на весь род человечь.»
Повещалке одевают хомут, подвозят соху и запрягают Затем, с зажжёнными лучинами трижды опахивают селение (капище) "межеводной" бороздой. Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными волосами. Вовремя шествия они поют песню: «Смерть, ты коровья смерть! Выходи из нашего села, из закутья, из двора В нашем селе ходит Велес святой Со копьём, со свечой, со горячей золой. Мы тебя огнём сожжём, кочергою загребём Помелом заметём и попелом забьём! Не ходи в наше село: чур наших коровушек, Чур наших бурёнушек: рыжих, лысых, белосисых Беловымьих, криворогих, однорогих.»
Горе тому, кто во время шествия попадётся навстречу будь то животное или человек. Его бьют палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается «коровья смерть». Когда-то в старину, попавшихся навстречу убивали насмерть. Иных женщин заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом, а затем зарывали в землю или топили. По окончании шествия - обрядовый бой Велеса и Марены. Под подбадривающий крик собравшихся: «Велес, сшиби рог с зимы!», ряженый, одетый Велесом (турья личина, шкура, копьё), сшибает «рог с Марены». Затем начинается пир (запрещено употреблять говядину) и игрища.
Феникс , спасибо за интересную информацию относительно Велесового дня. Но меня гложет любопытство относительно происхождения праздника 23 марта - Международный День Магии!. И как его отмечают?
Пост N: 781
Настроение: ОК
Зарегистрирован: 18.01.07
Откуда: Москва
Рейтинг:
24
Отправлено: 23.02.07 21:13. Заголовок: Re:
Праздник появился примерно с 1968 года, когда Сибила Лик опубликовала свою книгу "Дневник ведьмы". С 1968 его празднуют в США, а в 1973 году Оттер Целла на открытии языческого праздника в Миннеаполисе предложил его сделать международным. Во Франции прзднуют с 1978, в Германии с 1975.
Пост N: 280
Зарегистрирован: 20.01.07
Откуда: Латвия
Рейтинг:
14
Отправлено: 23.02.07 23:16. Заголовок: Re:
Феникс пишет:
цитата:
Молодицы в этот день пьют крепкий мёд, чтобы «коровы были ласковы», а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы «волы были послушные».
Мне вот енто особенно понравилось, а можно чем нибудь другим стукнуть, а то "доски для прядения льна" нету... И распростроняется ли это празднование на городских жителей у которых скотины нет ?
Пост N: 147
Зарегистрирован: 21.01.07
Откуда: Израиль
Рейтинг:
10
Отправлено: 24.02.07 17:11. Заголовок: Re:
Вот так всегда. Сперва рога наставить, а потом доской отшибать. Бедные мужики, они хоть и гады (к присутствующим не относится), но низзя же так, чуть что, так сразу доской и по сусалам. Потом они нам мстят восьмого марта за все эти праздники - притащут три паршивых цветочка или вонючие духи, и заискивающе так в глаза смотрят - может, хоть сегодня доской бить не будут?
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет